ЧАВО
Поделиться материалом

1.     Почему Кыргызстан столкнулся с дефицитом электроэнергии?

 

Дефицит электроэнергии в Кыргызстане образовался вследствие маловодного периода. Наполнение Токтогульского водохранилища зависит от притока в вегетационные периоды, т. е. с апреля по сентябр, когда тает снег в верховье реки Нарын. Чем больше снега выпадет зимой, тем больше воды поступит в водохранилище. В течение последних трех лет в Кыргызстане наблюдается постепенное снижение уровня накопления воды в Токтогульском водохранилище из-за малоснежных зим. К 1 октября 2019 года  было накоплено  17,2 млрд кубометров, в 2020-м – 15,2 млрд кубометров, в 2021 году – 12,3 млрд кубометров воды.

 

С учетом того, что в Кыргызстане ежегодно растет потребление электроэнергии (в этом году для прохождения ОЗП необходимо примерно до 8 млрд кубометров воды), имеющихся собственных водных ресурсов может не хватить. В этом случае уровень воды в Токтогульском водохранилище опустится до “мертвого уровня”.

 

2.     Что такое “мертвый уровень” водохранилища

 

“Мертвый уровень” – предельный уровень перед плотиной, ниже которого водохранилище нельзя срабатывать. Для Токтогульского водохранилища “мертвый объем” установлен на уровне 5,6  млрд куб. м. воды. При достижении этого объема генерация электроэнергии будет полностью остановлена. При объеме 7 млрд куб.м. ГЭС будет работать в аварийном режиме.

 

3.     Почему Кыргызстан вынужден импортировать электроэнергию из других стран?

 

Чтобы сохранить водно-энергетические ресурсы Токтогульского водохранилища, не прибегая к веерным отключениям и другим жестким ограничениям, государство предпринимает меры для импорта электроэнергии в Кыргызстан. 

 

4.     Энергетики призывают экономить электроэнергию. Почему это важно для энергокомпаний и потребителей?

         Рациональное использование энергоресурсов актуально всегда, но особенно важно в периоды дефицита. Использование энергосберегающих технологий (замена ламп накаливания, утепление зданий, применение энергоэффективных материалов при новом строительстве), отказ от электричества для целей отопления, бережное отношение к ресурсам, – все это помогает сберечь воду в Токтогулке, и не доводить его уровень до критической отметки.

5.     Что такое возобновляемые источники электроэнергии? Какое значение они имеют для КР?

Для Кыргызстана возобновляемые источники энергии – основной способ генерации. На гидроэлектростанциях генерируется более 80% всего производимого объема электроэнергии. Развитие ВИЭ – это, во-первых, более экологично, а во-вторых, экономически целесообразнее. 

6.     Что такое износ оборудования? Почему энергетики постоянно сообщают о ремонтных работах, но проблема с износом не решается?

В энергетическом секторе республике высокий уровень износа основных средств (более 50-60% оборудования с исчерпанным ресурсом работы) – это критический порог, который представляет риск надежности энергоснабжения, провоцирует возникновениие аварий и отказов. Это приводит к большим финансовым затратам на текущий и капитальный ремонт, а также к социальной напряженности.

Электроэнергетический комплекс Кыргызстана сейчас не способен обеспечить надежное энергоснабжение потребителей в течение круглого года. Помимо прямых экономических убытков это ухудшает деловой и инвестиционный климат в стране.

 Из-за роста внутреннего потребления и высокого технического износа наблюдаются системные перегрузы узловых подстанций ОАО «НЭСК» (Ала-Арча, Узловая, Главная). Для разгрузки требуется строительство новых подстанций и увеличение трансформаторной мощности в основном по гг. Бишкек и Ош.

7.     Что такое энергопотери? В чем их причина?

Процесс передачи и распределения электрической энергии сопровождается ее потерями. Последние имеют различную природу возникновения и оценки. Часть потерь является технологическим расходом электроэнергии, необходимым для преодоления сопротивления сети и доставки ее потребителям.

Энергосистема – это преобразовательная и распределительная система, состоящая из трансформаторов и разветлений. Ток в этих трансформаторах на своем пути встречает сопротивление, для преодоления которого необходима энергия. Эта энергия преобразуется в тепло и безвозвратно уходит в окружающую среду. Но это не единственная причина. Во время эксплуатации происходит износ контактов, ухудшается электрическая проводимость и в итоге – потери электроэнергии. 

Какой уровень энергопотерь в сетях КР?

Потери электроэнергии в сетях распределительных электрокомпаний по итогам 2021 года составили 11,8 % (1 532,3 млн. кВтч), что меньше на 0,6 %, чем в 2020 году, когда общие потери составляли 12,4% (1 569,2 млн. кВтч).

 

8.     Каков долг энергокомпаний перед государством, внешними донорами? На какие цели были израсходованы эти средства?

     На 1 января 2022 г. общая задолженность энергетических компаний составляет   136 467,8 млн. сом, что на 30 325 млн. сом выше аналогичного показателя на 1 января 2020 г. Основным фактором роста текущих кредитных обязательств является рост иностранной валюты по отношению к национальной валюте.

     С 2023 года начнутся выплаты займов по пиковым значениям. А это порядка 12 млрд сомов ежегодно. Указанная сумма составляет более 50% от всей консолидированной выручки энергетических компаний, соответственно несет в себе угрозу финансирования технического обслуживания и ремонта энергооборудования, дополнительной нагрузки на республиканский бюджет, своевременной выплаты по защищенным статьям расходов (ФОТ, налоги, страховые платежи).

      В конечном итоге сложившаяся ситуация по системному недофинансированию производственных затрат приведет к учащению аварийных ситуаций и значительным перерывам энергоснабжения потребителей и отраслей экономики.

 

9.     Будут ли повышать тарифы?

 

     На сегодняшний день в Кыргызстане социально ориентированные тарифы на электроэнергию являются одними из самых низких в мире и не позволяют в достаточной мере вкладывать финансовые средства в развитие энергоотрасли и капитальные программы по реформированию энергосектора.

     Долговые обязательства (кредиты, ссуды) энергокомпаний составляют порядка 136,5 млрд. сом.

     При этом сумма поступлений финансовых средств от реализации электроэнергии при существующих тарифах составляет меньше, чем выплаты по кредитам и текущие расходы энергокомпаний.

     Средне выставленный тариф не покрывает себестоимость электроэнергии, который по ожидаемым данным 2021 года составил более 181 тыйын за 1 кВтч электроэнергии (генерация/передача/распределение/НДС/технические потери).

     Таким образом, энергокомпании вынуждены оптимизировать расходы. Однако, частое вынужденное сокращение расходов и недофинансирование ремонтных работ и капитальных вложений, может привести к отрицательному результату по показателям, таким как увеличение количества аварий и отключений.

     На сегодняшний день утверждена Среднесрочная тарифная политика на электрическую и тепловую энергию на 2021-2025 годы, согласно которой для населения тариф на электрическую энергию повышаться не будет и останется на уровне 0,77 сом/кВт⋅ч. при потреблении до 700 кВт⋅ч в месяц, свыше 700 кВт⋅ч – 2,16 сом/кВт⋅ч.

     Отменяется норма потребления электричества для потребителей, проживающих в высокогорных и труднодоступных районах, то есть тариф 0,77 сом/ кВт⋅ч будет действовать без ограничений.

     Устанавливаются отдельные тарифы для социальных детских учреждений, электротранспорта, религиозных организаций на уровне 168 тыйынов за 1 кВт⋅ч (без учета налогов).

Повышение тарифов только для:

-   насосных станций, для которых тариф составит 1,09 сом/ кВт⋅ч (без учета налогов): повышено на 31,6 тыйынов;

-   промышленных, сельскохозяйственных и прочих потребителей, для которых тариф составит 2,52 сом/ кВт⋅ч (без учета налогов): повышено на 28 тыйынов;

- для бюджетных потребителей 3,4 сом: повышено на 1,16 сом,

-   энергоемких потребителей коммерческих структур (субъекты майнинга, золотодобывающие компании, литейные цеха, алкогольное производство, цементные заводы), для которых будут применяться повышающие коэффициенты.

В последующие годы изменение тарифов будет осуществляться с учетом уровня инфляции согласно действующему ССТП, при этом необходимо решение Кабинета Министров КР.

 

10. Из чего складывается тариф?

     Тариф, покрывающий все затраты энергосектора, составляет 1,81 сом/кВтч. При этом, данный тариф рассчитан с учетом плановых расходов на 2021 год, в соответствии с которыми сложилась плановая стоимость электроэнергии:

Выработка электроэнергии – 0,72 сома

в том числе:

- на ГЭС – 0,18 сом

- на ТЭЦ – 3,30 сом.

Передача - 0,28;

Распределение – 0,53;

НДС – 0,12;

Технические потери – 0,16.

На сегодняшний день тарифы на электроэнергию для населения составляют 77 тыйын за 1 кВтч. Такие тарифы являются самыми низкими в мире.

 

11. По сравнению с другими странами в Кыргызстане электроэнергия дешевле. За счет чего Кыргызстану удается удерживать стоимость?

Информация по тарифам на электроэнергию в СНГ (сом)

Таджикистан 1,64

Казахстан  2,39-3,83

Узбекистан 2,3

Россия        4,65

Армения    5,48-7,05

Беларусь    6,01

         Тарифы для населения в Кыргызстане субсидируются и не покрывают издержек по выработке и доставке электроэнергии.

         В 2020 году себестоимость производства одного кВт. ч. электроэнергии составила 1.48 сома, то есть превысила продажную цену в 2 раза! При этом, тарифы в последние 7 лет не пересматривались! Ситуация с тарифами в Кыргызстане уникальна, так как практически во всех странах мира тарифы регулярно повышаются.

12. На какие цели будут расходоваться средства, полученные после повышения тарифов для промышленных объектов?

     Для прохождения осенне-зимнего периода 2021-2022 гг. идут поставки электроэнергии из соседних стран. И Кыргызстан намерен импортировать электроэнергию и в 2022 году, и до улучшения ситуации на Токтогульском водохранилище.

         Кроме того, для выработки дополнительных объемов электроэнергии увеличена нагрузка на ТЭЦ, что требует дополнительных расходов на покупку топливных ресурсов.

         Все средства, полученные после повышения тарифа на электроэнергию для промышленных объектов, направляются на покрытие дополнительных расходов на импорт и на покупку топлива на ТЭЦ, а также на модернизацию существующего и строительство нового энергетического оборудования.

13. Каковы финансовые показатели энергокомпаний?

     Сегодня долговые обязательства энергокомпаний составляют 136,5 млрд. сом (при курсе 1 доллар США = 85 сом). Пик выплат по кредитам придется на 2025 год в размере 14,3 млрд сом.

     Изношенность активов основного электроэнергетического оборудования составляет 70%. Необходимо отметить, что данный показатель является угрожающим.

 

14. Какие реформы предусмотрены в энергосекторе?

     На сегодняшний день Министерством энергетики КР сформирована единая вертикаль управления отрасли:

- ГАРТЭК (Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса) и Государственная инспекция по экологической и технической безопасности вошли в структуру вновь созданного Министерства энергетики и промышленности КР; 

- Министерство энергетики и промышленности КР стало единым органом управления путем передачи акций энергетических компаний Фондом по управлению государственным имуществом;

- Упразднены дублирующие элементы между Министерством энергетики КР и Национальным энергохолдингом. Таким образом Министерство энергетики КР – центральный государственный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику по развитию топливно-энергетического комплекса, а Национальный энергохолдинг – координирует административно-хозяйственную деятельность энергетических компаний;

- В соответствии с решением Совета безопасности Кыргызской Республики «О мерах по обеспечению энергетической безопасности Кыргызской Республики» от 26 ноября 2021 года №5, со стороны Министерства энергетики Кыргызской Республики и Национального энергохолдинга разработана Концепция реструктуризации системы управления энергетической отраслью Кыргызской Республики. В настоящее время инициирован и проходит процедуру утверждения соответствующий проект распоряжения кабинета министров Кыргызской Республики об утверждении вышеуказанной Концепции.

     В рамках вышеуказанной концепции разработаны меры по реформированию энергетической отрасли путем укрупнения энергетических компаний, выполняющих аналогичные функции. Основная цель проведения реформ в энергетической отрасли – локализация внутренних ресурсов энергокомпаний путем оптимизации расходов и бизнес-процессов с целью обеспечения устойчивой деятельности отрасли, ее финансового оздоровления, ввода новых генерирующих мощностей и укрепления энергетической безопасности Кыргызской Республики.

     Концепция включает ряд направлений, главной из которых является реорганизация дочерних обществ Национального энергохолдинга путем их укрупнения.

     Более конкретные дальнейшие действия будут обозначены после устверждения Концепции.

15. Что необходимо предпринять для обеспечения энергетической безопасности Кыргызстана?

         Сегодня гидроэнергетический потенциал Кыргызской Республики, который оценивается в 142 млрд кВтч, используется только на 10%.

         В целях обеспечения энергетической безопасности и надежности электроснабжения необходим резерв генерации по мощности не менее 300 МВт. Еще год назад, 6 января 2021 года, максимальная нагрузка генерирующего оборудования достигала практически максимально возможных значений (3391 МВт). Это значит, что надежность электроснабжения в наиболее холодные дни технически не гарантирована.

         Нарастающий дефицит генерирующей мощности сохранится даже после завершения реализуемых в настоящее время проектов по вводу 2-го гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2, реконструкции Токтогульской, Ат-башинской и Учкурганской ГЭС.

         Учитывая сложившуюся ситуацию, и в целях обеспечения электрической энергией населения и отраслей экономики Кыргызской Республики в достаточном объеме, необходимо прорабатывать все возможные источники повышения объемов генерации, в том числе посредством введения новых мощностей, ввода и развития ВИЭ, импорта электроэнергии на территорию Кыргызской Республики и т.д.

         Важно отметить, что в целях обеспечения энергетической безопасности Республики, создания достаточного резерва мощности, создания условий для роста экономики страны и выполнения обязательств по проекту CASA-1000, необходимо ускорить запуск проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1 (1860 МВт) и проводить своевременную реабилитацию действующих ГЭС.

         Для развития ВИЭ необходимо рассмотреть вопросы тарифообразования и стимулирования их развития.

16.  Можно ли закачивать воду с Токтогулки обратно в водохранилище?

Нет, нельзя. Существующие технологии не позволяют направить течение реки вспять.

17.  Возможно ли использовать на ТЭЦ топливо, кроме угля и мазута?

ТЭЦ Бишкека работает на угле, мазуте и газе. А вот жечь “что попало” на ТЭЦ нельзя. Чтобы оборудование не вышло из строя, необходим уголь определенных пород. Его закупают в Казахстане. А вот модернизированная часть ТЭЦ работает на местном угле.

  18. Почему ТЭЦ Бишкек дымит летом?

ТЭЦ Бишкека дымит летом, так как продолжается выработка электрической энергии и горячей воды

19. Почему нельзя отопление включать и выключать по погоде?

Начало и завершение отопительного периода – довольно сложный технологический процесс. Чтобы выполнить его корректно, и сохранить оборудование в рабочем состоянии, необходимо 2-3 дня.

20. В Бишкеке было так дождливо летом: почему в Токтогулке не накопилась вода?

Токтогульское водохранилище наполняется благодаря таянию снега в верховьях реки Нарын. Дожди тоже помогают наполнить Токтогулку, однако в регионах, где есть реки, наполняющие водохранилище, осадки не превышали средние значения или были ниже.    

21. Почему идет так много дыма из труб ТЭЦ?

     Когда ТЭЦ работает, из труб идет дым. К сожалению, избежать этого полностью невозможно. Но можно сократить выбросы в атмосферу, используя фильтр. Фильтр на ТЭЦ Бишкека – это помещение, размером с пятиэтажное здание. К нему подведены трубы, по которым подводится дым. Внутри этого помещения проходит очистка. А вот из труб ТЭЦ выходит уже очищенный дым и пар. Именно пар создает впечатление, что дыма слишком много.  

22. Почему отключаете свет зимой? Нельзя было завершить ремонтные работы летом?

         Из-за износа оборудования, энергетики не могут гарантировать, что оно выдержит максимальные зимние нагрузки. Поэтому ежегодно проводится ремонтная кампания по подготовке к отопительному периоду.

         В зимнее время оборудование выходит из строя из-за возникновения аварийных ситуаций: специалисты оперативно выезжают на место и устраняют проблемы. Кроме того, бригады регулярно обследуют оборудование и ремонтируют те участки, где возможны аварии.

23. Отключаете простой народ за копейки, а отключить особняки чиновников – слабо?!

         В соответствии с пунктом 6 главы 2 (обязанности сторон) Правил пользования электрической энергией (утверждены постановление ПКР 576 от 22.08.2012 г.) потребитель обязан оплачивать использованную электрическую энергию согласно предъявленному Поставщиком счету (платежному документу), не позднее срока, указанного в платежном документе.

         Энергетические компании отключают всех абонентов, имеющих дебиторскую задолженность, в том числе и промышленные объекты.

 

24. Вода – это божий дар, который принадлежит народу! А вы его продаете!

     Это заблуждение. Кыргызстан может поставлять соседним республикам электроэнергию, но не продает воду. Путаница возникла из-за того, что при генерации мощностей в Кыргызстане используется энергия воды. Она проходит через турбины ГЭС под большим напором. У нас остается электроэнергия, которую мы можем продать, а вода следует далее по направлению своего  течения. Ее используют как жители нашей страны, так и население стран, расположенных ниже по течению.

25. Вы продаете свет соседним странам за копейки, а своему народу дороже! 

         Кыргызстан в последние годы не импортирует электроэнергию в другие страны из-за нехватки ресурсов для покрытия собственных потребностей. Однако, с соседями есть договор об энергообмене. Летом Кыргызстан избытки отдает соседям, а те возвращают этот же объем в осенне-зимний период.

26. Что такое лимиты потребления электроэнергии? Для чего их вводят, и что это значит для абонентов?

      Лимит потребления электроэнергии – это техническая возможность производства электроэнергии, ее передачи по высоковольтным линиям электропередач и конечного распределения до потребителя.

Лимит означает, что при превышении потребления электроэнергии энергетическое оборудование функционирует с перегрузом, что существенно повышает риск аварийных ситуаций. Также необходимо отметить, что при перегрузе генерирующего оборудования и высоковольтных трансформаторных подстанций, может сработать автоматика, которая предупреждает развитие нештатной ситуации, а именно, последующее ограничение в подаче электроэнергии не только в республике, но и в странах, входящих в Объединенную энергетическую систему Центральной Азии.

Объем предельно возможного производства электроэнергии связан с приточностью в бассейне реки Нарын и накопленным объемом Токтогульского водохранилища. В случае уменьшения притока воды и снижения объема в Токтогульском водохранилище, уменьшается генерация электроэнергии, при этом в случае роста внутреннего потребления в часы максимума возрастает нагрузка на трансформаторные подстанции, что может привести к ее поломке и долговременному ограничению в подаче электроэнергии.

Соответственно, установление лимита – это техническая мера для обеспечения надежности функционирования энергооборудования и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Лимиты потребления электроэнергии ежегодно устанавливаются постановлениями кабинета министров Кыргызской Республики о подготовке отраслей экономики и населения к предстоящему осенне-зимнему периоду в разрезе регионов республики.

Стоит отметить, что в связи со сложной сложившейся ситуацией по накоплению водно-энергетических ресурсов на Токтогульском водохранилище, в целях рационального использования водно-энергетических ресурсов и недопущения глубокой сработки Токтогульского водохранилища ниже допустимого уровня, а также обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей электроэнергии в отопительный период, на осенне-зимний период 2021/2022 года установлены лимиты потребления электроэнергии, значительно ниже осенне-зимних периодов предыдущих лет: так на ОЗП 2021/2022 года установлен лимит 11 231,040 млн. кВтч (постановление ПКР № 191 от 30.09.2021 г.), на ОЗП 2020/2021 года лимит составлял 12 039,290 млн. кВтч (постановление ПКР № 520 от 27.10.2020 г.), на ОЗП 2019/2020 года лимит составлял 12 128,863 млн. кВтч (постановление ПКР № 544 от 14.10.2019 г.).

Несоблюдение установленных лимитов может привести к глубокой сработке Токтогульского водохранилища и введению ограничений в потреблении электроэнергии по регионам. Чтобы избежать ввода ограничений и обеспечить потребности отраслей экономики и населения республики в бесперебойном электроснабжении, для сохранения работы энергетической отрасли не только в наступившем отопительном периоде, но и в последующих, требуется неукоснительное соблюдение установленных лимитов потребления электрической энергии.

 

27. Какие нужны документы, чтобы подключить новый дом к электричеству?

Для получения технических условий физическому лицу необходимо обратится в распределительную электрокомпанию со следующими документами:

-паспорт;

-договор купли-продажи, договор дарения имущества, документы о праве на наследство;

-технический паспорт;

-государственный акт на земельный участок.

 

28. В течение какого временинужно оплачивать счета за свет?

В соответствии с пунктом 6 главы 2 (обязанности сторон) Правил пользования электрической энергией (утверждены постановлением ПКР 576 от 22.08.2012 г.), потребитель обязан оплачивать использованную электрическую энергию согласно предъявленному Поставщиком счету (платежному документу), не позднее срока, указанного в платежном документе.

 

29. Сколько население задолжало распредкомпаниям?

Дебиторская задолженность населения по состоянию на 01.01.2022 г. перед РЭК составляет 581,3 млн. сом, в том числе: перед ОАО «Северэлектро» – 353,7 млн. сом, перед ОАО «Востокэлектро» – 86,0 млн. сом, перед ОАО «Ошэлектро» – 97,3 млн. сом, перед ОАО «Жалалабатэлектро» – 44,3 млн. сом.

 

30. Какие льготы предусмотрены для социально нуждающихся граждан?

Сам тариф на электроэнергию для населения в размере 77 тыйын за 1 кВтч при потреблении до 700 кВтч в месяц является по сути социально ориентированным и убыточным для энергосектора, так как себестоимость каждого доставленного до конечного бытового потребителя электроэнергии выше 77 тыйын. Несмотря на это, учитывая сложное социально-экономическое положение населения республики из-за значительного роста цен на продукты и ГСМ, в целях оказания адресной социальной поддержки нуждающимся гражданам (семьям), имеющих детей до 16 лет, получающих государственное пособие - «үй-бүлөгө көмөк», Президентом Кыргызской Республики С.Н. Жапаровым на заседании Совета безопасности Кыргызской Республики 26 ноября 2021 года поручено проработать механизм снижения тарифа на электрическую энергию для указанных лиц.

В соответствии с указом Президента Кыргызской Республики «О мерах поддержки малообеспеченных граждан (семей) в виде снижения платы за электрическую энергию», с 1 января 2022 года тариф на электрическую энергию для нуждающихся граждан (семей), имеющих детей до 16 лет, получающих государственное пособие «үй-бүлөгө көмөк», составляет 50,0 тыйын за 1 кВтч при потреблении до 700 кВтч в месяц.

 

 

 

 

 

 

Поделиться материалом